Мир улыбки


Join the forum, it's quick and easy

Мир улыбки
Мир улыбки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Израильские левые и русское еврейство

Перейти вниз

Израильские левые и русское еврейство Empty Израильские левые и русское еврейство

Сообщение автор rls Пн 23 Авг - 13:42

Общество помощи еврейству СССР
С. Н. Чижик / Светлой памяти Голды Елин
8 Июля 2002
II. МАОЗ 1958 - 1968


Итак, основная стратегическая установка МАОЗа – открытый протест против беззакония в СССР. Цель – добиваться свободного выезда советских евреев в Израиль. Первая тактическая задача - возбуждение общественного мнения в Израиле в помощь евреям России. МАОЗ проводит в устной и письменной форме разъяснительную работу о положении евреев в России и о необходимости их срочной алии в Израиль.

МАОЗ призывает к тому, чтобы каждый еврей в Израиле ставил спасение братьев из России во главе всех забот – необходимо возрождение сионизма! Мы видим, что уже в 1959 г шла речь о возрождении сионизма о том, что слово “сионизм” берется в кавычки как идея, время которой давно прошло. Юлий Марголин говорил в 1957 году: “В нашей стране молодежь насмешливо улыбается, когда слышит слово ционут. Виноваты в этом старшие, которые несерьезно относятся к сионизму”. А в 1960 г он уже писал о необходимости восстановления доверия еврейской массы во всем мире к еврейскому государству. Когда оно было утеряно?

МАОЗ лелеет мечту о сотрудничестве с общественными организациями в Израиле и в странах рассеяния в деле мобилизации всех сил для достижения цели. МАОЗ, как организация сионистская и патриотическая, проявляющая заботу о безопасности государства, мечтает всеми силами помогать Кнессету и правительству Израиля, которые встанут во главе кампании спасения, вместе с сионистской организацией и еврейским народом во всем мире.

Декабрь 1958 – создание общества МАОЗ
Январь 1959 – “Чего хочет МАОЗ?”
Март 1959 – первое публичное собрание МАОЗа
1 марта 1960 – открытое собрание на тему “Еврейство России в свете Малаховки”
27 апреля 1960 – обращение в Социалистический Интернационал, проводивший заседание в Хайфе
Август 1960 – вечер памяти писателей-евреев, расстрелянных в СССР в 1952 г. В Израиле эта тема впервые обсуждается открыто.
Декабрь 1960 – меморандум 25-му Сионистскому Конгрессу о евреях СССР
16 июля 1964 – митинг в Тель-Авиве, посвященный судьбе евреев в России. Присутствовало около тысячи человек
Весна 1964 – начало кампании “Кес Ал-Доми” “Не молчите!”: призыв оставлять свободный стул у пасхального стола для потенциального оле из России
12 апреля 1965 – Газеты “Шеарим”, “Херут”, “Хабокер”, “Давар”, “Йедиот Ахронот”, “Лемерхав”, “Хаарец” и т.д.

“МАОЗ призывает оставить свободный стул в пасхальный вечер в знак солидарности с евреями в СССР”. – МАОЗ требует возбуждения общественного мнения в странах рассеяния. Плакат “Кес Ал-Доми” был послан в 5000 еврейских общин”.

Коммунисты и социалисты с яростью и привычной демагогией выступили против этого начинания (цитируется по брошюре “Путь МАОЗа”[4] ).

Дан Закс писал в приложении “Хотем” к газете “Ал-Хамишмар” по следам распространения плаката “Кес-Ал-Доми” в шко-лах: “Мы пытались выяснить, какое учреждение разрешило сотням директоров школ провести такую кампанию? Что случилось бы, если бы, например, нашелся какой-нибудь директор школы, который потребовал бы собрать деньги у детей в пользу медицинской помощи для Вьетнама? Или в пользу лиги против религиозного принуждения? Тогда вся страна была бы возмущена таким скандалом…”

24 марта 1965 – Газета “Кол-Хаам”, редактор д-р Моше Снэ:
В статье под названием Антисоветское подстрекательство со стороны “МАОЗа в государственных школах газета писала:

“Тель-Авив (от собств. корр.). Сильное возмущение среди воспитателей вызвала антисоветская деятельность подстрекательства, подобно которой не было до сих пор, проводимой в эти дни обществом МАОЗ среди учеников государственных школ. Директора школ получили на днях красочный плакат, на котором изображены испанские мораны, с надписью: “Кес Ал-Доми” евреям из России…

По мнению “МАОЗа”, этот плакат должен быть прикреплен на свободном стуле, который будет поставлен в каждом еврейском доме в вечер седера в знак солидарности с евреями в России.

К плакату приложено обращение общества МАОЗ, где сказано, между прочим: “Трудно преувеличить национально-воспитательное значение распространения этого плаката между учениками школ. Ученик будет заботиться, чтобы за Пасхальным столом был обязательно поставлен свободный стул. Ученик будет активным носителем ахават Исраэль (любви к Израилю) и беспокойства за судьбу братьев в беде. Наша деятельность оставит след в душе ребенка и подготовит его к восприятию разъяснений учителя по этому судьбоносному вопросу”.

Нашему корреспонденту стало известно, что во многих школах начались сборы денег на приобретение этих плакатов. Как сказано выше, эта деятельность, которая не натолкнулась на противодействие Министерства Воспитания[16] (так в тексте[4]) и, очевидно, поддерживается им, вызвала удивление и горечь у многих воспитателей и родителей, которые требуют от Министерства Воспитания прекратить эту деятельность, чтобы предотвратить отрицательное влияние распространения яда антисоветского подстрекательства среди учеников, яда, направленного на саботаж улучшения отношений с СССР”

31 марта 1965 – Газета “Кол-Хаам”, редактор д-р Моше Снэ:
Д. Патир заявил на заседании Центра Профсоюза Учителей: Нельзя допустить, чтобы общество “МАОЗ” занималось подстрекательством израильских детей против СССР.

“Подняв на заседании Центра Профсоюза Учителей в понедельник вопрос о вредной антисоветской деятельности общества “МАОЗ”, представитель демократической фракции Дан Патир рассказал об обращении, которое было разослано от имени этого общества к директорам школ с приложенной картиной, изображающей испанскую инквизицию, издевающуюся над евреями Испании. Обращение содержало просьбу распространить эту картину среди учеников в знак солидарности с евреями России. “Министерство Образования, как мне известно, – заявил представитель демократической фракции, – не дало своего разрешения на проведение акции “Кес-Ал-Доми”, но также и не запретило ее”.

Он (Дан Патир) призвал профсоюз учителей воспротивиться деятельности МАОЗа, этой вредной политической пропаганде среди учеников и молодежи в таком чувствительном вопросе, пропаганде, могущей повредить усилиям многих, действующих в сторону улучшения отношений между Израилем и СССР”.

Он выразил свое сожаление, что вместо того, чтобы выступить против “МАОЗа”. Шалом Левин (председатель профсоюза учителей) обещал обществу МАОЗ обратиться к учителям в духе разосланного обществом обращения.

Предложение Дана Патира принять решение о выступлении против деятельности МАОЗа было снято большинством голосов. Представитель МАПАМа бросил при этом реплику: “МАОЗ проводит политику против Израиля!”.


12 апреля 1967 – Министерство Образования и Культуры. Уважаемому ваад “Маоз”

Уважаемые господа, по просьбе Министра Образования и Культуры я отвечаю на ваше письмо.

Очевидно, Вам известно, что наше Министерство посвящает много внимания проблемам наших братьев в СССР. Во время “Недели советского еврейства” мы провели большую деятельность во всех школах и воспитательных учреждениях – начальных и высших, и наша деятельность еще продолжается.

Мы не нашли возможным рекомендовать директорам школ вашу кампанию “Кес-Ал-Доми”.

С уважением – И. Фришман, зам. директора



4 апреля 1967 – член Кнессета из фракции МАПАЙ, Моше Эрем. Обществу “МАОЗ”: Уважаемые господа!

Получил ваше обращение в связи с кампанией “Кес-Ал-Доми” в праздник Песах в знак солидарности с евреями СССР, с приложенным плакатом.

Я считаю своим долгом откровенно сказать вам: не нравится мне ваша деятельность вообще, а тем более в этом году.

Наоборот, я вижу ее как вредную, которая может только саботировать эту маленькую алию, которая началась из СССР. Я не знаю, известно ли вам, что в последний год она достигла первого места в общих рамках алии. Конечно, это маленький ручеек. Но можно ли нам эмоциональными и невзвешенными действиями угрожать тому немногому, что уже есть? Я очень сожалею, что вы не понимаете серьезность положения и продолжаете вашу деятельность, от которой лучше было бы отказаться…

С уважением, М. Эрем



МАОЗ не отказался от борьбы.

8 января 1965 – подана в Кнессет “Петиция в пользу евреев в Советской России от граждан Израиля”[4], выражавшая озабоченность положением советских евреев. Петиция собрала более 97 тысяч подписей (а в 1966 году – более 100 тысяч). Петиция предлагала правительству Израиля потребовать от советского правительства открыть ворота исхода советским евреям. Меморандум к петиции призывал Кнессет провести открытое обсуждение проблемы. Меморандум подписали Шаб-тай-Бецалель Бейт-Цви, Шалом Вайнштейн, Голда Елина, Ицхак Любич, Михаил Финкель.

Вопрос о петиции был поднят в Кнессете членом “Херута” Арье Бен-Элиэзером, который в соответствии с Меморандумом предлагал провести открытое обсуждение на пленуме Кнессета. Но Голда Меир, тогдашний министр иностранных дел, добилась того, что вопрос был перенесен в Комиссию по Иностранным делам и Безопасности, где он и был похоронен. Рассекреченные в 2000 г. документы[5] рассказывают о том, что именно члены Комиссии Кнессета по Иностранным Делам систематически передавали секретную информацию советским дипломатам высокого ранга (см. Приложение № 1 на стр.73 настоящего издания). Представители партии “Херут” в этой комиссии снова требовали перенести обсуждение на пленарное заседание Кнессета, но их предложение было отвергнуто.


28 июня 1965 – Газета “Херут”:
“Руководители общества МАОЗ выступили на пресс-конференции в Тель-Авиве с требованием отставки д-ра Нахума Гольдмана с поста президента Сионистского Гистадрута, так как проблема еврейства России представляет собой основную проблему Сионизма в наши дни – и человек с мировоззрением д-ра Гольдмана не имеет права представлять интересы Сионизма и евреев России”.

7 августа 1966 – митинг в Тель-Авиве “Правда о евреях в России” принял решение о повторной подаче в Кнессет Меморандума со всеми пунктами петиции. Присутствовало 800 человек.

Но и это не помогло

Мало того, партийная пресса продолжала выступать с осуждением деятельности МАОЗа. Й. Ахимеир приводит в цитированной выше статье призыв Движения за дружбу с СССР: “Отбросить провокацию МАОЗа” и заголовок статьи раввина Цви Гаркави: “Пропаганда МАОЗа – историческая фальсификация”. О том, как руководили советские дипломаты израильским движением за дружбу с СССР, можно почитать в том же неисчерпаемом сборнике “Советско-Израильские отношения”[5].

Исэр Харель, создатель и руководитель Шабака и Мосада, в книге “Советский шпионаж и коммунистическое движение в Израиле”[8], рассказывает об угрызениях совести, которые мучили Моше Снэ перед смертью (со слов его сына Эфраима Снэ) из-за того, что, следуя сталинской коммунистической линии, он цинично поддерживал линию, отрицающую сионизм. В 1969-1973 г.г. он не раз говорил Исэру Харелю, что главную опасность физическому существованию Израиля он видит не со стороны арабов, а со стороны СССР. Он неожиданно признался своему собеседнику: “Я там был. Я видел злой умысел в их глазах”. Он знал все это, когда писал свои статьи против МАОЗа!

Исэр Харель дает однозначную оценку еврейскому коммунистическому движению в Эрец-Исраэль: “оно проводило враждебную, разрушительную и агрессивную политику против сионизма, репатриации и заселения страны”. Он пишет, что руководитель израильских коммунистов Меир Вильнер получал инструкции в советском представительстве в Израиле и что Москва безраздельно властвовала во всех областях деятельности израильской коммунистической партии. Несколько лет назад была обнародована информация о том, что этот самый Меир Вильнер ежемесячно получал зарплату из Москвы – 3 тысячи долларов. Вот какие люди порочили МАОЗ и дурили израильтян

Израильские коммунисты работали на СССР – и явно, и тай-но[5]. Они ждали торжественного вступления воинов советской армии в Израиль.

На первом месте в критике МАОЗа оказались газета партии МАПАМ “Ал-Хамишмар” и коммунистическая газета “Кол-Хаам” (партия МАКИ). Редактором газеты “Кол-Хаам” был тогда д-р Моше Снэ. Стиль и содержание его статей просто неотличимы от разгромных статей в советских газетах сталинского времени.

Ниже следует “лучшая” из таких статей (цитируется по сборнику “Путь МАОЗа”[4]):

10 августа 1966 – Газета “Кол-Хаам”, редактор д-р Моше Снэ.
Передовая статья: Клевета:
“Уже много времени как общество МАОЗ распространяет резкую антисоветскую пропаганду, якобы из-за заботы о судьбе евреев СССР. Какие только выдумки не были предъявлены против первой социалистической державы, которая объявила антисемитизм вне закона, которая спасала евреев от погромов белогвардейцев во время гражданской войны, спасла от тотального уничтожения со стороны гитлеровцев во время второй мировой войны. Известна также положительная роль СССР в восстановлении Израиля. Руководство МАОЗа отличилось в извращении фактов: они скрывают развитие идишской культуры в последнее время - выпуск журнала “Советише Аймланд” и издание множества книг на идиш; выступления еврейских народных ансамблей по всей советской стране. Кроме того, руководство этой антисоветской организации скрывает от израильского общества то почетное место, которое занимают еврейские ученые и работники культуры в советском обществе. Факт, что они занимают третье место после русских и украинцев среди ученых в СССР. МАОЗ скрывает факт большого числа (82 тысячи!) еврейских студентов в университетах советского государства…

Руководители общества МАОЗ созвали собрание, на котором сообщили, не более и не менее, что над евреями “России” висит опасность физического уничтожения, а один из руководителей этой организации сказал даже, что антисемитизм в России управляется правительством СССР.

Даже по мнению “Лемерхав” (газета социалистической партии “Ахдут авода”), деятельность МАОЗа достигает цели, противоположной той, которую они себе поставили. Их ложь так ясна и открыта, что нечего бояться, что она будет тут принята.

Вместе с тем, следует отметить тот большой вред, который наносится обществом МАОЗ, постоянно распространяющим клевету и ложь о Советском Союзе и о положении советского еврейства”.

В статье Якова Хаэльсона Распространители листовок против московского цирка были задержаны дается объективное описание одной из акций МАОЗа против дружбы с СССР.

21 августа 1966 – Газета “Маарив”:
“Пять членов общества МАОЗ были вчера задержаны полицией Рамат-Гана в то время, когда они распространяли листовки против выступления русского цирка в четырнадцатую годовщину убийства еврейских писателей и артистов в СССР.

Г-жа Голда Елина из общества МАОЗ сообщила сегодня утром, что МАОЗ планировал распространение листовок без демонстрации. Маозовцы соблюдали это решение, распространяя листовки на далеком расстоянии от цирка. В восемь часов вечера прибыла полицейская машина, и распространителям листовок, председателю МАОЗа г-ну Ш. Бейт-Цви вместе с остальными маозовцами было предложено войти в машину. Отказавшиеся были внесены в машину насильно, а листовки были вырваны из их рук.

Также было сообщено о грубом обращении полицейских, которые не обратились с предварительным предупреждением о прекращении распространения листовок и даже не выслушали объяснения распространителей. Пятеро задержанных находились в полиции три часа, им было предъявлено обвинение в распространении материала, пятнающего Советский Союз, и они были освобождены на поруки только после подписки.

Представители МАОЗа разъяснили журналисту Маарива, что в листовках были приведены только факты без малейшего оскорбительного намека.

В листовках под названием “Приятного времяпрепровождения!” сказано, что представления московского цирка приурочены к 14 годовщине со дня убийства еврейских писателей: Переца Маркиша, Лейба Квитко, Давида Гофштейна, Ицика Фефера, Давида Бергельсона. Также было указано на преследование еврейской религии, закрытие сотен синагог, существование процентной нормы для евреев, поступающих в высшие учебные заведения, и непомерно большой процент евреев, приговоренных за экономические “преступления к смертной казни и к тяжелым мерам на длительные сроки”.



7 сентября 1966 – председатель общества МАОЗ Ш. Бейт-Цви получил следующее сообщение: “Я слышал, что советский посол (Чувахин) требовал ликвидировать МАОЗ, но Эшкол ответил: “Это невозможно: мы демократическое государство” (“Из письма ватика”, цитируется по сборнику “Путь МАОЗа”)

Йоси Ахимеир писал, что прибывшие в Израиль после Шестидневной Войны первые активисты алии (Яша Казаков, Дов Шперлинг и др.) обвиняли Министерство Иностранных Дел Израиля в замалчивании публикаций о возрождении национальной солидарности советского еврейства. Репатрианты настаивали на том, что Москва очень чувствительна к реакции общественного мнения, и поэтому любые публичные сообщения о борьбе евреев в СССР только помогают им, а не мешают (в точности то, что утверждал МАОЗ за 10 лет до того). Но и свидетельства людей, приехавших “оттуда”, не изменили отношения властей к проблеме советского еврейства. Более того, израильские власти чинили препятствия выступлениям новых олим в Израиле и за границей, а Яша Казаков /будущий глава "Натива"/ был даже объявлен агентом КГБ.

Такое странное поведение израильских властей перестает вызывать недоумение, когда вы узнаете из сборника “Советско-Израильские отношения”[5] о тесных связях руководителей еврейского государства с представителями СССР в Израиле. Становится ясно, чьим интересам они служили.

МАОЗ продолжал свою борьбу. Летом 1967 в газете “Давар” были опубликованы четыре статьи Шабтая Бейт-Цви на тему “Евреи России в настоящий момент”.

В печати иногда появлялись публикации в поддержку МАОЗа.
Октябрь-ноябрь 1967 – Газета “Хахазит”, №10, (идеологическая, политическая газета за объединение и целостность Родины): “Кол Хакавод!” - все уважение обществу МАОЗ, которое без устали обращается с призывами к общественному мнению о судьбе еврейства России и не устает возбуждать этот очень важный вопрос. Последнее воззвание, которое попало в наши руки, обсуждает советский антисемитизм и обновляет требование “Отпусти мой народ из России” во имя спасения еврейства Советского Союза от второй катастрофы! Еврейство России должно быть освобождено в нашем поколении – Аминь”

В эти годы в борьбу за свободный выезд евреев из СССР включились американские евреи. Раввин Меир Кахане с 1964 г издавал газету Jewish Press, а в 1968 г создал “Лигу защиты евреев”, которая начала активную – независимую – борьбу против политики СССР.

21 ноября 1967 – Израильская коммунистическая партия, Центральный комитет: “Дружба с Советским Союзом в интересах Израиля.

Трудящиеся, молодежь, граждане Израиля!

В эти дни проводится в нашей стране антисоветская кампания, организованная Бней-Брит, Всемирным еврейским Конгрессом, обществом “Маоз”, официальными и неофициальными организациями.

Ведущим лозунгом в этой кампании является “спасение евреев России” и опять повторяются безосновательные обвинения в дискриминации евреев в СССР…

Граждане Израиля! Высший интерес Израиля требует прекратить возобновленную антисоветскую кампанию. Еврейский народ заинтересован не в подстрекательской кампании, а в кампании дружбы, которая увеличит шансы нормальных отношений с Советским Союзом, другом всех народов!”

В унисон с этими призывами звучат письма-угрозы, полученные МАОЗом по почте. Они написаны на идиш латинскими печатными буквами. Фотографии этих писем помещены в издании “Путь МАОЗа” на иврите.

24 августа 1966 – “Внимание, внимание, кулаки,

Мы предупреждаем вас в последний раз, что ваша организация МАОЗ будет уничтожена. Вы можете стыдиться за вашу антисоветскую пропаганду. Наши игроки из Израиля и футболисты и шахматисты дружественно и вежливо принимаются, а вы хотите показать все вашу кулацкую антисоветскую пропаганду. Русские евреи плюют на вас”, и т.д.

“…и мы еще раз предупреждаем вас, что мы готовы пойти сидеть в тюрьму за вас, и мы вас уничтожим с вашим кулацким антисоветским МАОЗом… Черный год на вас…”

26 апреля 1966 – дата на почтовом штампе

“Агуда леезра [евреям] Бритамоацот МАОЗ

Мы группа евреев желаем вам, чтобы через год тут развевались красные флаги, а чтобы вы бывшие кулаки висели на балконах… Ваша антисоветская пропаганда, которую вы ведете будто бы для обеспечения советских евреев мацой. Почему вы не видите, что тысячи евреев из Болгарии и в Германском царстве едят хлеб-хомец. Благодаря вашему антисоветскому подстрекательству и интригам вы создаете еще больше страданий нашим братьям в Сов. Союзе. Но все до поры, до времени, мы отомстим вам за ваше бывшее кулачество. Мы вас вытащим из постелей и вышлем к белым медведям, в тайгу, на Камчатку, в Сибирь - все до времени. Должен прийти на вас черный конец с вашими ежегодными антисоветскими оскорблениями советского государства…”


III. Шабтай Бейт-Цви


Шабтай Бейт-Цви, убежденный сионист, был обескуражен такой реакцией. Не грубостью хулиганов или большевистской демагогией коммунистов. Для него оказалось неожиданным нежелание еврейского государства, сионистского государства заботиться о советских евреях. Посмотрите, с какой уверенностью он писал в последнем абзаце статьи “Чего хочет МАОЗ?” о руководящей роли Кнессета и правительства в борьбе с коммунистическим режимом за советских евреев.

По-видимому, ему (как и мне, например), прожившему много лет за железным занавесом, казалось, что силы зла господствуют только в коммунистическом мире, а весь остальной мир готов бороться с этими злыми силами. Он, по-видимому, никак не ожидал столкнуться с теми же силами зла в сионистском государстве. Будучи сионистом чуть ли не с рождения, он именно сейчас погрузился в изучение истории сионистского движения. В 1968 г он покинул МАОЗ, а в 1977 г опубликовал блестящее исследование “Постугандийский сионизм в кризисе катастрофы. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг.”[9]; (английский перевод[10] вышел в свет в 1989 г.).

Предисловие автора к первому изданию этой книги очень выразительно описывает его переживания и сомнения. Он пишет об “удручающих результатах своей деятельности в помощь евреям России”. “После каждого доклада у меня было чувство, что растущая активность, моя и моих друзей, приведет к изменению общественного мнения – приведет к готовности действовать ради еврейства СССР… С течением времени надежда уступила место разочарованию и возмущению. Желанный результат не пришел… Болезненный опыт привел меня к мысли, что непонятные мне серьезные причины влияют на то, что израильское общество и сионистское движение не склонны по собственной инициативе встать на путь борьбы и жертвы ради спасения евреев Советского Союза. Эта мысль подтвердилась ходом событий, происходящих вплоть до настоящего времени…

Возникла мысль: может быть, существует общая причина для бездействия в годы Катастрофы и для отсутствия готовности помочь евреям России сейчас, причина, которая вскрывает что-то, изначально присущее (если не коренное) сионизму?..

Возможно, что опыт моей деятельности в помощь евреям России помог мне быстро воспринять и понять явление “глубокого молчания”, а также сходные явления коллективной аномалии… Все годы я сталкивался с подобными аномалиями по отношению к евреям России”

Главный вывод Шабтая Бейт-Цви состоит в том, что во время Катастрофы деятельность сионистов во имя создания государства шла в ущерб спасению европейских евреев. Разумеется, этот вывод был принят в штыки израильским истеблишментом, а критика была выдержана в том же до боли знакомом стиле сталинских разгромных статей.


С высоты 2001 г. очевидно, что в самой первой, программной, статье “Чего хочет МАОЗ?” был сделан совершенно правильный анализ обстановки в мире, дана совершенно правильная оценка СССР со всех точек зрения. И главное – совершенно правильный прогноз реакции СССР на требование свободного выезда евреев, требование, которое должно быть заявлено прямо, открыто, громким голосом. Т.е. МАОЗом были предложены совершенно правильные пути борьбы с СССР за выезд евреев вопреки мнению о тихой дипломатии. Правильно была также оценена дезинформированность израильтян в отношении СССР и их полное незнание советской действительности. МАОЗом было начато распространение в Израиле правдивой информации о положении евреев в Советском Союзе и о коммунистическом строе вообще. В 2001 г мы имеем право сказать: Будущее показало, что все акции МАОЗа, проведенные на основе этих правильных посылок, были правильными и героическими.

Предсказания Шабтая Бейт-Цви относительно СССР оправдались полностью. Во время перестройки Советскому Союзу был особенно важен его имидж в мире, он только приобретал очки и ничего не терял, давая разрешения на выезд в 1987-1990 г.г. В точности так, как предсказывал основатель МАОЗа за 30 лет до этого. А потом СССР развалился. Этого, кажется, не предвидел даже основатель МАОЗа.

Врата исхода открылись, а СССР перестал существовать. Чья роль, чья деятельность сыграла тут главную роль? Или это была историческая неизбежность – результат внутреннего развития коммунистического режима – которая бы все равно совершилась рано или поздно? Может быть, она совершилась бы раньше, если бы идеи и предложения МАОЗа были приняты государственными структурами? А может быть, позднее, если бы не было независимых организаций и групп, которые вели открытую борьбу?

В Израиле и США существовало много организаций, которые хотели помочь советским евреям. Люди стремились что-то делать. Неполный перечень названий таких организаций занял у меня больше страницы машинописного текста. Но только МАОЗ и “Лига защиты евреев” раввина Меира Кахане имели свою независимую идеологию, которая была четко сформулирована и открыто провозглашена. И они последовательно проводили ее в жизнь. Д-р Джеффри Мартин и Натан Герцль подробно описывают судьбу группы борьбы за советское еврейство “Маген”, которая неофициально существовала с 1928. Авторы цитируемой книги начинают свой рассказ со взятки, которую предложил Бен-Гурион “Магену” в октябре 1932 года. Бен-Гурион сам подписал следующий текст, сопровождавший небольшой денежный взнос: “Посылаем при условии, что вы полностью откажетесь от какой-либо враждебной деятельности против Советской России”[7]. Израильские социалисты не только ставили дружбу с СССР выше заботы о евреях, но они также беспокоились о том, чтобы из СССР поступал нужный “человеческий материал”, которым можно управлять по своему усмотрению. Бен-Гурион этого не скрывал.

Организация “Маген” была официально признана МАПАЙем в 1940 и попала в полную зависимость от этой партии. В 1953 г “Маген” под ее давлением отказался от митингов под лозунгами “Шалах эт ами” и “Свободу узникам Сиона”, т.е. от открытой борьбы. И это несмотря на то, что руководители этой организации хорошо понимали, что действовать было необходимо: “Настанет день, когда политическим партиям Израиля придется давать отчет перед судом истории в том, что они сделали и чего не сделали для русского еврейства. Очень много важных вещей необходимо было сделать, но сделаны они не были”. Так говорил Ицхак Табачник, один из лидеров группы “Маген”, на ежегодной конференции в марте 1950. Провал большой алии показывает, что упрек израильским политическим партиям, сделанный в 1950 г, по-прежнему актуален.

Но в 1959 г. Шабтай Бейт-Цви идеалистически оценивал намерения политических партий, Кнессета и правительства Израиля в отношении алии. Он не понял, что рассуждения о тихой дипломатии не были убеждением или заблуждением. Это была специально выработанная демагогия, чтобы противодействовать алие. И сокрытие правды об СССР, которая им-то была ведома, было также продуманным действием и элементом воспитания граждан Израиля. Интересно, как бы он вел себя, если бы сразу знал то, что с болью открыл в результате своего исследования? Раньше опустились бы руки или наоборот, его борьба была бы более агрессивной?

Из первой неправильной посылки возникла вторая - ожидание от народа халуцианства по отношению к олим. Как мы знаем теперь, теплую помощь мы (олим ме руссия), получали от отдельных людей, а государственная политика была враждебна новым репатриантам. И эту враждебность хорошо усвоило огромное количество израильтян. Государственную политику по отношению к алие в Израиле можно определить как форму дедовщины. Она началась задолго до нашего приезда, до большой алии из СССР. Любимая фраза ватиков – “Кше ану бану…” Выражение, которое по смыслу следует перевести так: “Пусть и вам сначала будет плохо…”

Этого Шабтай Бейт-Цви не предвидел.


Обсудить статью на форуме



Продолжение

Предыдущая часть
Начало
Цитированная литература

1. Ахимеир Й., 1971 “Первые призывать и действовать”. Журнал “Эрец Исраэль”, № 8/13 (на иврите). Перевод на русский язык в брошюре “Путь МАОЗа”, 1976 (Самиздат Голды Елин)

2. Швиви Б., 1959 “Чего хочет МАОЗ” (на иврите). Издание общества МАОЗ. Перевод на русский язык в брошюре “Путь МАОЗа”, 1976 (Самиздат Голды Елин)

3. Розенблюм Г., 1965. “Смелость МАОЗа”. Газета “Йедиот Ахронот”, 8 января 1965 (на иврите). Перевод на русский язык в брошюре “Путь МАОЗа”, 1976 (Самиздат Голды Елин)

4. “Путь МАОЗА”, 1976. Сборник материалов о деятельности МАОЗа. Самиздат Голды Елин (по-русски)

5. “Советско-Израильские отношения”, 2000. Сборник документов, том 1: 1941-1953 в двух книгах. Книга 1: 1941-1949, 552 стр., книга 2: 1949-1953, 559 стр. Издательство “Международные отношения”, Москва (по-русски)

6. Кахане М., 2000. “Некоторые мысли рабби Кахане, высказанные в ешиве. Истина”. В кн.: “Рабби Меир Кахане” . Перевод на русский язык выполнен к 10-й годовщине гибели р. Меира Кахане

7. Мартин Дж. и Герцль Н. 1996. “Слабость к России. Израильские левые и русское еврейство”, 128 стр., Иерусалим, Дайамонд Букс

8. Харель И. 1987. “Советский шпионаж и коммунизм в Эрец Исраэль”. Эданим Паблишерс, издание Иедиот Ахронот (на иврите). Отдельные главы были опубликованы по-русски в газете “Неделя” в 1994

9. Бейт-Цви Ш., 1977. “Постугандийский сионизм в кризисе катастрофы. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг.”. Бронфман Паблишерс, Тель-Авив (на иврите)

10. Бейт-Цви Ш. 1989 (копирайт 1991). “Постугандийский сионизм перед судом. Изучение факторов, которые вызвали ошибки в сионистском движении во время Катастрофы”, перевод с иврита. Издатель копирайта 1991 - Ш. Б. Бейт-Цви, Цахала-Тель-Авив, Израиль (по-английски)

11. Чижик С.Н. (составитель), 1998. “МАОЗ: общество помощи еврейству в СССР (движение национального сионизма). К сорокалетию образования общества МАОЗ”, 38 стр. Издание амуты “Мишмерет Шалом”, Иерусалим (по-русски)

12. Бейт-Цви Ш., 1976. “Повторение былых ошибок”. В газете “Неделя в Израиле”,18 августа (по-русски)

13. Бегин М., 1989. “Восстание”, второе издание по-русски, Изд-во “Хашмонай”, Иерусалим, 339 стр. (Первое издание– в 1951 г. на иврите)

14. Бейт-Цви Ш., 1949. “Великая ложь”. В журнале “Бетерем” за октябрь (на иврите)

15. Бен-Исар А., 1982. “Голда и Шарон”. В газете “Маарив”, софшавуа 15 октября 1982 г. (на иврите). Русский перевод в брошюре “МАОЗ?.. Кто помнит?.. Кто знает?..” (“Самиздат Голды Елин” – не одноименная статья на сайте)

16. Голда настаивала на дословном переводе “Мисрад а-хинух”, подчеркивая важность воспитания молодежи.


Обсудить статью на форуме
rls
rls
Мудрость форума
Мудрость форума

Мужчина
Количество сообщений : 6434
Географическое положение : Израиль
Настроение : соответствующее
Репутация : 84
Дата регистрации : 2008-04-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения