Виктор Франкл "Психолог в концлагере"
Страница 1 из 1
Виктор Франкл "Психолог в концлагере"
http://nash-mir.3dn.ru/load/15-1-0-24
УПРЯМСТВО
ДУХА
Предисловие
Эта
книга принадлежит
к числу немногих величайших
человеческих творений.
Карл
Ясперс
Блажен,
кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Ф.И.
Тютчев
Перед
вами великая книга великого человека.
Ее
автор — не просто выдающийся ученый,
хотя это так: по числу почетных ученых
степеней, присужденных ему разными
университетами мира, ему нет равных
среди психологов и психиатров. Он
не просто мировая знаменитость, хотя
и с этим спорить трудно: 31 его
книга переведена на несколько десятков
языков, он объехал весь мир, и встречи
с ним искали многие выдающиеся люди и
сильные мира сего — от таких выдающихся
философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер,
и до политических и религиозных лидеров,
включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон.
Не прошло и десятилетия после смерти
Виктора Франкла, но мало кто станет оспаривать,
что он оказался одним из величайших духовных
учителей человечества в XX веке. Он не
только построил психологическую теорию
смысла и основанную на ней философию
человека, он раскрыл глаза миллионам
людей на возможности открыть смысл в
собственной жизни.
Актуальность
идей Виктора Франкла определяется
уникальной встречей масштабной личности
с обстоятельствами места, времени
и образа действия, которые придали
этим идеям столь громкий резонанс. Он
умудрился прожить немало, и даты его жизни
— 1905—1997 — вобрали в себя XX век почти
без остатка. Почти всю свою жизнь он прожил
в Вене — в самом центре Европы, почти
что в эпицентре нескольких революций
и двух мировых войн и поблизости от линии
фронта сорокалетней холодной войны. Он
пережил их все, пережил в обоих смыслах
этого слова, — не только оставшись в живых,
но и претворив свои переживания в книги
и публичные лекции. Виктор Франкл испытал
на себе весь трагизм столетия.
Почти
посередине через его жизнь проходит
разлом, обозначенный датами 1942—1945. Это
годы пребывания Франкла в нацистских
концлагерях, нечеловеческого существования
с мизерной вероятностью остаться в
живых. Почти любой, кому посчастливилось
выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть
эти годы из жизни и забыть их как страшный
сон. Но Франкл еще накануне войны в основном
завершил разработку своей теории стремления
к смыслу как главной движущей силы поведения
и развития личности. И в концлагере эта
теория получила беспрецедентную проверку
жизнью и подтверждение — наибольшие
шансы выжить, по наблюдениям Франкла,
имели не те, кто отличался наиболее крепким
здоровьем, а те, кто отличался наиболее
крепким духом, кто имел смысл, ради которого
жить. Мало кого можно вспомнить в истории
человечества, кто заплатил столь высокую
цену за свои убеждения и чьи воззрения
подверглись такой жестокой проверке.
Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом
и Джордано Бруно, принявшим смерть за
истину. Он тоже имел возможность избежать
такой участи. Незадолго до ареста ему
удалось, как и некоторым другим высококлассным
профессионалам, получить визу на въезд
в США, однако после долгих колебаний он
решил остаться, чтобы поддержать своих
престарелых родителей, у которых шанса
уехать с ним не было.
У
самого Франкла было ради чего жить;
в концлагерь он взял с собой рукопись
книги с первым вариантом учения
о смысле, и его заботой было
сначала попытаться сохранить ее,
а затем, когда это не удалось,
— восстановить утраченный текст. Кроме
того, до самого освобождения он надеялся
увидеть в живых свою жену, с которой он
был разлучен в лагере, но этой надежде
не суждено было сбыться — жена погибла,
как и практически все его близкие. В том,
что он сам выжил, сошлись и случайность,
и закономерность. Случайность — что он
не попал ни в одну из команд, направлявшихся
на смерть, направлявшихся не по какой-то
конкретной причине, а просто потому, что
машину смерти нужно было кем-то питать.
Закономерность — что он прошел через
все это, сохранив себя, свою личность,
свое «упрямство духа», как он называет
способность человека не поддаваться,
не ломаться под ударами, обрушивающимися
на тело и душу.
Выйдя
в сорок пятом на свободу и
узнав, что вся его семья погибла
в горниле мировой войны, он не сломался
и не ожесточился. В течение пяти лет он
выпустил дюжину книг, в которых изложил
свое уникальное философское учение, психологическую
теорию личности и психотерапевтическую
методологию, основанные на идее стремления
человека к смыслу. Стремление к смыслу
помогает человеку выжить, и оно же приводит
к решению уйти из жизни, оно помогает
вынести нечеловеческие условия концлагеря
и выдержать тяжелое испытание славой,
богатством и почетом. Виктор Франкл прошел
и те, и другие испытания и остался Человеком
с большой буквы, проверив на себе действенность
собственной теории и доказав, что в человека
стоит верить. «Каждому времени требуется
своя психотерапия», — писал он. Ему удалось
нащупать тот нерв времени, тот запрос
людей, который не находил ответа, — проблему
смысла, — и на основе своего жизненного
опыта найти простые, но вместе с тем жесткие
и убедительные слова о главном. У этого
человека — редкий случай! — и хочется,
и есть чему поучиться в наше время всеобщей
относительности, неуважения к знаниям
и равнодушия к авторитетам.
«Упрямство
духа» — это его собственная
формула. Дух упрям, вопреки страданиям,
которые может испытывать тело, вопреки
разладу, который может испытывать
душа. Франкл ощутимо религиозен, но
он избегает говорить об этом пря-мо, потому
что он убежден: психолог и психотерапевт
должны суметь понять любого человека
и помочь ему вне зависимости от его веры
или отсутствия таковой. Духовность не
исчерпывается религиозностью. «В конце
концов, — говорил он в своей московской
лекции, — Богу, если он есть, важнее, хороший
ли Вы человек, чем то, верите Вы в него
или нет».
Первый
вариант книги «Психолог в
концлагере», составившей основу данного
издания, был надиктован им за 9 дней,
вскоре после освобождения, и вышел
в 1946 году анонимно, без указания авторства.
Первый трехтысячный тираж был распродан,
но второе издание продавалось очень медленно.
Гораздо больший успех имела I эта книга
в Соединенных Штатах; первое ее английское
издание появилось в 1959 году с предисловием
авторитетнейшего Гордона Олпорта, роль
которого в международном признании Франкла
чрезвычайно велика. Эта книга оказалась
нечувствительна к капризам интеллектуальной
моды. Пять раз она объявлялась «книгой
года» в США. За 30 с лишним лет она выдержала
несколько десятков изданий общим тиражом
свыше 9 миллионов экземпляров. Когда же
в начале 1990-х годов в США по заказу библиотеки
Конгресса проводился общенациональный
опрос с целью выяснить, какие книги сильнее
всего повлияли на жизнь людей, американское
издание книги Франкла, которую Вы держите
в руках, вошло в первую десятку!
Новое,
наиболее полное немецкое издание главной
книги Франкла под названием
«И все же сказать жизни "Да"»
вышло в 1977 году и с тех пор
постоянно переиздается. В нее
была включена также философская пьеса
Франкла «Синхронизация в Биркенвальде»
— до этого она была опубликована только
раз, в 1948 году, в литературном журнале,
под псевдонимом «Габриэль Лион». В этой
пьесе Франкл находит иную, художественную
форму для выражения своих главных, философских
идей — причем отнюдь не только в словах,
которые произносит заключенный Франц,
alter ego самого Франкла, но и в структуре
сценического действия. С этого издания
и сделан данный перевод. На русском языке
ранее выходили сокращенные варианты
повествования Франкла о концлагере, сделанные
по другим изданиям. Полный его вариант
публикуется на русском языке впервые.
В
конце жизни Франкл дважды побывал
в Москве, выступал в Московском
университете. Он встретил чрезвычайно
горячий прием. Его мысли легли
на благодатную почву, и сегодня Франкл
воспринимается в России скорее как свой,
а не как чужестранец. Столь же теплый
прием получили выходившие у нас ранее
книги Франкла. Есть все основания надеяться,
что и этому изданию суждена долгая жизнь.
Дмитрий
Леонтьев, доктор психологических
наук
===================================================================
Памяти
покойной матери
ПСИХОЛОГ
В КОНЦЛАГЕРЕ......
УПРЯМСТВО
ДУХА
Предисловие
Эта
книга принадлежит
к числу немногих величайших
человеческих творений.
Карл
Ясперс
Блажен,
кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Ф.И.
Тютчев
Перед
вами великая книга великого человека.
Ее
автор — не просто выдающийся ученый,
хотя это так: по числу почетных ученых
степеней, присужденных ему разными
университетами мира, ему нет равных
среди психологов и психиатров. Он
не просто мировая знаменитость, хотя
и с этим спорить трудно: 31 его
книга переведена на несколько десятков
языков, он объехал весь мир, и встречи
с ним искали многие выдающиеся люди и
сильные мира сего — от таких выдающихся
философов, как Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер,
и до политических и религиозных лидеров,
включая Папу Павла VI и Хиллари Клинтон.
Не прошло и десятилетия после смерти
Виктора Франкла, но мало кто станет оспаривать,
что он оказался одним из величайших духовных
учителей человечества в XX веке. Он не
только построил психологическую теорию
смысла и основанную на ней философию
человека, он раскрыл глаза миллионам
людей на возможности открыть смысл в
собственной жизни.
Актуальность
идей Виктора Франкла определяется
уникальной встречей масштабной личности
с обстоятельствами места, времени
и образа действия, которые придали
этим идеям столь громкий резонанс. Он
умудрился прожить немало, и даты его жизни
— 1905—1997 — вобрали в себя XX век почти
без остатка. Почти всю свою жизнь он прожил
в Вене — в самом центре Европы, почти
что в эпицентре нескольких революций
и двух мировых войн и поблизости от линии
фронта сорокалетней холодной войны. Он
пережил их все, пережил в обоих смыслах
этого слова, — не только оставшись в живых,
но и претворив свои переживания в книги
и публичные лекции. Виктор Франкл испытал
на себе весь трагизм столетия.
Почти
посередине через его жизнь проходит
разлом, обозначенный датами 1942—1945. Это
годы пребывания Франкла в нацистских
концлагерях, нечеловеческого существования
с мизерной вероятностью остаться в
живых. Почти любой, кому посчастливилось
выжить, счел бы наивысшим счастьем вычеркнуть
эти годы из жизни и забыть их как страшный
сон. Но Франкл еще накануне войны в основном
завершил разработку своей теории стремления
к смыслу как главной движущей силы поведения
и развития личности. И в концлагере эта
теория получила беспрецедентную проверку
жизнью и подтверждение — наибольшие
шансы выжить, по наблюдениям Франкла,
имели не те, кто отличался наиболее крепким
здоровьем, а те, кто отличался наиболее
крепким духом, кто имел смысл, ради которого
жить. Мало кого можно вспомнить в истории
человечества, кто заплатил столь высокую
цену за свои убеждения и чьи воззрения
подверглись такой жестокой проверке.
Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом
и Джордано Бруно, принявшим смерть за
истину. Он тоже имел возможность избежать
такой участи. Незадолго до ареста ему
удалось, как и некоторым другим высококлассным
профессионалам, получить визу на въезд
в США, однако после долгих колебаний он
решил остаться, чтобы поддержать своих
престарелых родителей, у которых шанса
уехать с ним не было.
У
самого Франкла было ради чего жить;
в концлагерь он взял с собой рукопись
книги с первым вариантом учения
о смысле, и его заботой было
сначала попытаться сохранить ее,
а затем, когда это не удалось,
— восстановить утраченный текст. Кроме
того, до самого освобождения он надеялся
увидеть в живых свою жену, с которой он
был разлучен в лагере, но этой надежде
не суждено было сбыться — жена погибла,
как и практически все его близкие. В том,
что он сам выжил, сошлись и случайность,
и закономерность. Случайность — что он
не попал ни в одну из команд, направлявшихся
на смерть, направлявшихся не по какой-то
конкретной причине, а просто потому, что
машину смерти нужно было кем-то питать.
Закономерность — что он прошел через
все это, сохранив себя, свою личность,
свое «упрямство духа», как он называет
способность человека не поддаваться,
не ломаться под ударами, обрушивающимися
на тело и душу.
Выйдя
в сорок пятом на свободу и
узнав, что вся его семья погибла
в горниле мировой войны, он не сломался
и не ожесточился. В течение пяти лет он
выпустил дюжину книг, в которых изложил
свое уникальное философское учение, психологическую
теорию личности и психотерапевтическую
методологию, основанные на идее стремления
человека к смыслу. Стремление к смыслу
помогает человеку выжить, и оно же приводит
к решению уйти из жизни, оно помогает
вынести нечеловеческие условия концлагеря
и выдержать тяжелое испытание славой,
богатством и почетом. Виктор Франкл прошел
и те, и другие испытания и остался Человеком
с большой буквы, проверив на себе действенность
собственной теории и доказав, что в человека
стоит верить. «Каждому времени требуется
своя психотерапия», — писал он. Ему удалось
нащупать тот нерв времени, тот запрос
людей, который не находил ответа, — проблему
смысла, — и на основе своего жизненного
опыта найти простые, но вместе с тем жесткие
и убедительные слова о главном. У этого
человека — редкий случай! — и хочется,
и есть чему поучиться в наше время всеобщей
относительности, неуважения к знаниям
и равнодушия к авторитетам.
«Упрямство
духа» — это его собственная
формула. Дух упрям, вопреки страданиям,
которые может испытывать тело, вопреки
разладу, который может испытывать
душа. Франкл ощутимо религиозен, но
он избегает говорить об этом пря-мо, потому
что он убежден: психолог и психотерапевт
должны суметь понять любого человека
и помочь ему вне зависимости от его веры
или отсутствия таковой. Духовность не
исчерпывается религиозностью. «В конце
концов, — говорил он в своей московской
лекции, — Богу, если он есть, важнее, хороший
ли Вы человек, чем то, верите Вы в него
или нет».
Первый
вариант книги «Психолог в
концлагере», составившей основу данного
издания, был надиктован им за 9 дней,
вскоре после освобождения, и вышел
в 1946 году анонимно, без указания авторства.
Первый трехтысячный тираж был распродан,
но второе издание продавалось очень медленно.
Гораздо больший успех имела I эта книга
в Соединенных Штатах; первое ее английское
издание появилось в 1959 году с предисловием
авторитетнейшего Гордона Олпорта, роль
которого в международном признании Франкла
чрезвычайно велика. Эта книга оказалась
нечувствительна к капризам интеллектуальной
моды. Пять раз она объявлялась «книгой
года» в США. За 30 с лишним лет она выдержала
несколько десятков изданий общим тиражом
свыше 9 миллионов экземпляров. Когда же
в начале 1990-х годов в США по заказу библиотеки
Конгресса проводился общенациональный
опрос с целью выяснить, какие книги сильнее
всего повлияли на жизнь людей, американское
издание книги Франкла, которую Вы держите
в руках, вошло в первую десятку!
Новое,
наиболее полное немецкое издание главной
книги Франкла под названием
«И все же сказать жизни "Да"»
вышло в 1977 году и с тех пор
постоянно переиздается. В нее
была включена также философская пьеса
Франкла «Синхронизация в Биркенвальде»
— до этого она была опубликована только
раз, в 1948 году, в литературном журнале,
под псевдонимом «Габриэль Лион». В этой
пьесе Франкл находит иную, художественную
форму для выражения своих главных, философских
идей — причем отнюдь не только в словах,
которые произносит заключенный Франц,
alter ego самого Франкла, но и в структуре
сценического действия. С этого издания
и сделан данный перевод. На русском языке
ранее выходили сокращенные варианты
повествования Франкла о концлагере, сделанные
по другим изданиям. Полный его вариант
публикуется на русском языке впервые.
В
конце жизни Франкл дважды побывал
в Москве, выступал в Московском
университете. Он встретил чрезвычайно
горячий прием. Его мысли легли
на благодатную почву, и сегодня Франкл
воспринимается в России скорее как свой,
а не как чужестранец. Столь же теплый
прием получили выходившие у нас ранее
книги Франкла. Есть все основания надеяться,
что и этому изданию суждена долгая жизнь.
Дмитрий
Леонтьев, доктор психологических
наук
===================================================================
Памяти
покойной матери
ПСИХОЛОГ
В КОНЦЛАГЕРЕ......
rls- Мудрость форума
-
Количество сообщений : 6434
Географическое положение : Израиль
Настроение : соответствующее
Репутация : 84
Дата регистрации : 2008-04-01
Похожие темы
» Антитеррор
» "Аджами": израильский фильм номинирован на "Оскара"
» "Сумерки" (2008) и выходящий сиквел "Сумерки.Новолуние"
» Виктор Некрасов в Америке (рассказ Довлатова)
» Гин Виктор Борисович
» "Аджами": израильский фильм номинирован на "Оскара"
» "Сумерки" (2008) и выходящий сиквел "Сумерки.Новолуние"
» Виктор Некрасов в Америке (рассказ Довлатова)
» Гин Виктор Борисович
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения