Г.Хазанову - 65 лет
Страница 1 из 1
Г.Хазанову - 65 лет
Гимнастика для миллионов от Геннадия Хазанова
Сюжет: Юбилей Геннадия Хазанова
09:10 01/12/2010
Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Если хороший врач спасает жизнь, то такого же уровня сатирик, несомненно, ее продлевает. Это своего рода дыхательная гимнастика. С этой точки зрения, миллионы зрителей должны быть благодарны народному артисту России Геннадию Хазанову, которому 1 декабря исполняется 65 лет.
Едет Сталин на корове
"Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе", - как-то заметил писатель Марк Твен. Одна шестая часть суши – тому наглядное свидетельство. Самый жуткий в ее истории ХХ век породил в ответ мощный сатирический заряд, с помощью которого общество реагировало на любые постановления партии и правительства. Удивительного в этом нет.
Войны, репрессии и коллективизация с индустриализацией рождали в ответ едкие частушки и остроумные анекдоты.
"Едет Сталин на корове//, У коровы один рог.// "Ты куда, товарищ Сталин?" // "Раскулачивать народ".
"Однажды Сталин вызвал к себе наркома внутренних дел Ягоду и поинтересовался, что пишет Горький. - Ничего, - ответил тот, - он прикован к постели. - Грубо, - сказал Сталин и добавил, - Раскуйте!"
Любая эпоха остается в истории не только лозунгами, но и шутками по их поводу. И зачастую карикатура более точно отражает дух времени, нежели парадный портрет.
Конвейер смеха
РИА Новости. Галина Кмит
Выступает артист эстрады Геннадий Хазанов.
"Как и все местные жители, мы, местные жители, как и жители других мест, я, вагоновожатый, как и все вожатые вагонов, мы бурильщики, мы курильщики, мы все, как и все остальные, решительно и всемерно, целиком и полностью одобрям. Одобрям!", - в этой миниатюре Хазанова, как в капле воды, отразился весь брежневский застой с его пустым формализмом и отсутствием чувства юмора.
Таланты Геннадия Хазанова, безусловно, не исчерпываются только юмористическими монологами. На его счету есть интересные кино- и театральные роли. Причем, в последнем случае, далеко не юмористического плана. Отмечу, например, его работу в таких спектаклях, как "Игроки-ХХI" или "Масенькие трагедии", где он вышел за рамки привычного всем амплуа, представ серьезным театральным актером. По большему счету, он давно ушел с эстрады.
И здесь дело не столько в усталости. Просто пришла совсем другая эпоха, которой сатира оказалась не нужна, а смех у зрителя вызывают шутки уровня "Аншлага" или "Кривого зеркала". Юмористы заполонили экран телевизора, а взрывы безудержного хохота в зале теперь пишутся отдельно от выступления артистов. Так технологичнее. Смех – любой ценой – поставлен на отечественном телевидении и эстраде на поток. Он стал конвейером, с которого чуть ли ежедневно сходят наскоро пропеченные шутки и гэги.
Идеологический вредный артист
В 1970-е и 1980-ые каждое появление Хазанова предвещало зрителям праздник смеха. Публика прекрасно понимала, что стоит не только за каждым словом артиста, но и порой за жестом, мимикой лица. В ответ власть предержащие пытались иногда применить к пересмешнику меры административного характера.
Например, в 1983 году, после того как Хазанов прочел на ноябрьском "Голубом огоньке" миниатюру "Письмо генералу", его отстранили от работы. Тогдашний председатель КГБ СССР Виктор Чебриков в докладной записке в ЦК КПСС сообщал партийному руководству страны, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра много себе позволяют. В частности, по его словам, они включили в программы своих выступлений "идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина "Письмецо", с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе "Голубой огонек"".
Как выразился в своем доносе главный кагэбэшник СССР, "такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику".
Набор баек и анекдотов не для него
Нет, Геннадий Викторович не был диссидентом. Скорее, он выступал для зрителей полномочным представителем маленького человека, придавленного треском партийных речей и грохотом пропагандистских фраз.
Его трогательно нелепый студент кулинарного техникума был явным антагонистом бравому молодому человеку с плакатов, призывающих ударным трудом крепить достижения социализма. Объясняя успех своего героя, сам Хазанов как-то заметил, что его студент был эстрадным вариантом гоголевского Акакия Акакиевича. В конечном счете, став памятником социализму.
В конце 1990-х, когда Хазанов перестал исполнять эстрадные монологи, уйдя с головой в серьезные театральные роли, многие его поклонники были сильно разочарованы. Они полагали, что на фоне современных юмористов талант нынешнего юбиляра заблестел бы еще ярче.
В связи с этим нельзя не согласиться с Аркадием Аркановым, который заметил по этому поводу, что ему не жалко, что Хазанов не соперничает со звездами "Аншлага" и "Кривого зеркала": "Гена своим существованием и своим творчеством доказывает, что юмор и сатира, исполняемые со сцены, не ограничиваются лишь набором анекдотов, баек и нижепоясных глупостей".
Записка КГБ СССР в ЦК КПСС 15.11.83 г. № 2437-4 ЦК КПСС Секретно О негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. В Комитет госбезопасности поступили данные, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра включили в последнее время в программы своих выступлений идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина «Письмецо», с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе «Голубой огонек». По мнению многих зрителей, такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику.
Председатель Комитета В. Чебриков Оп. 112. Д. 140. Л. 3. Подлинник.
Записка Московского горкома КПСС в ЦК КПСС № 2827 30 ноября 1983г. ЦК КПСС по информации т. Чебрикова В. М. Председатель Комитета государственной безопасности СССР т. Чебриков В.М. сообщает о негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. Установлено, что действительно артист Московский концертной организации (Москонцерт) Г. Хазанов использовал в некоторых выступлениях, в том числе в телевизионной программе «Голубой огонек», идеологически вредную и сомнительную в эстетическом отношении интермедию Е. Смолина «Письмецо».
Записка написана на бланке КГБ СССР. Разослана членам, кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС 15 ноября 1983.Г. № П2036.
К записке приколот отдельный листок с резолюцией: «Тов. ЗИМЯНИНУ М. В. Для принятия мер. Ю. Андропов. 17 ноября 1983 г.». Записка на бланке МГК КПСС. Разослана членам и кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС, а также В. Шауро и В. Чебрикову 1 декабря 1983 г. № П2147. Проверка показала, что включение данного монолога в концертную программу Г. Хазанова стало возможным вследствие низкой требовательности руководства Государственного театра эстрады и Управления театров, музыкальных организаций и концертной работы Главного управления культуры Мосгорисполкома, которые направили в Главлит СССР для утверждения литературный материал, содержащий идейные просчеты. Учитывая, что в августе т. г. Г. Хазанов уже выступал с этой интермедией на заключительном концерте фестиваля «Крымские звезды», художественный совет Москонцерта, работники театра и главка сочли возможным не просматривать номер и разрешили его к показу. МГК КПСС строго указал руководству главка (т. Шадрин В.И.) на необходимость принятия действенных мер для улучшения концертной работы в г. Москве, повышения требовательности к репертуару артистов эстрады.
Направляется в порядке информации. Секретарь МКГ КПСС В. Гришин
Письмо генералу (Е.М.СМОЛИН)
Совершенно секретно! Товарищ генерал государственной безопасности! Мой муж, Куликов Федор, явился домой после недельного отсутствия и с какой-то женщиной...
На мой вопрос: "Где ты был, ирод проклятый?" - он сказал: "Газеты читать надо! Я был в космосе!"
Я взяла газету, но там было написано про одного только космонавта Кукушкина. Я спросила мужа: "Где ж тут твоя фамилия?" Он сказал: "Не пришло еще время ее назвать: не все еще спокойно в мире, Маша..." Сказал, что надо уметь читать между строк. Между строк было написано, что в космосе так же побывали некоторые микроорганизмы... Муж сказал, что это он и есть...
Я не поверила и сказала: "Бугай здоровый! У тебя только зарплата, как у микроорганизма!.." И еще поинтересовалась: "А это что за красавица с тобой?" Он сказал: "Это не красавица, это и есть космонавт Кукушкин, вот что с ним проклятая перегрузка сделала. Он теперь не знает, как домой, к жене идти... Можно он у нас заночует?"
Ну, тут я швабру взяла, говорю: "Последний раз спрашиваю - где ты был?" Он сначала: "Пытай, пытай, Мюллер...", а потом признался, что он не космонавт, что он теперь на секретной работе у вас, товарищ генерал государственной безопасности, что он, мол, "боец невидимого фронта"...
Оказалось, что женщина, которую он привел, - это не женщина, а радистка Кэт... Муж сказал, чтобы им постелили рядом, так как она знает шифр и с нее нельзя спускать глаз...
Мне другое непонятно, товарищ генерал. Мой муж, Куликов Федор, вскоре опять исчез на неделю, потом откуда-то позвонил, сказал, что заброшен со спецзаданием в одну из западных стран, и просил выслать тридцать долларов, так как у него кончились патроны... Причем деньги выслать на наш почтампт, до востребования, мол, чекисты ему передадут...
Конечно, тридцать долларов само по себе немного, и я бы вам не писала, если бы это было в первый раз. Но я уже посылала ему: десять долларов на марки, чтобы он писал донесения в Центр, пятерку, чтоб сделал ключи от сейфов ЦРУ, и три доллара на подкуп ихнего Президента!..
А вчера вечером мой муж, Куликов Федор, подсел к радиотрансляционной точке и сказал, что сейчас специально для него передадут важное сообщение... Радио сказало: "Московское время двадцать часов..." Муж сказал: "Слушаюсь!.." - и исчез до утра...
Товарищ генерал, да фиг с ним, с мужем, но если вы для связи с ним используете нашу радиоточку, давайте за нее пополам платить!
Остаюсь искренне ваша.
Мария Куликова,
жена бойца невидимого фронта
Сюжет: Юбилей Геннадия Хазанова
09:10 01/12/2010
Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Если хороший врач спасает жизнь, то такого же уровня сатирик, несомненно, ее продлевает. Это своего рода дыхательная гимнастика. С этой точки зрения, миллионы зрителей должны быть благодарны народному артисту России Геннадию Хазанову, которому 1 декабря исполняется 65 лет.
Едет Сталин на корове
"Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе", - как-то заметил писатель Марк Твен. Одна шестая часть суши – тому наглядное свидетельство. Самый жуткий в ее истории ХХ век породил в ответ мощный сатирический заряд, с помощью которого общество реагировало на любые постановления партии и правительства. Удивительного в этом нет.
Войны, репрессии и коллективизация с индустриализацией рождали в ответ едкие частушки и остроумные анекдоты.
"Едет Сталин на корове//, У коровы один рог.// "Ты куда, товарищ Сталин?" // "Раскулачивать народ".
"Однажды Сталин вызвал к себе наркома внутренних дел Ягоду и поинтересовался, что пишет Горький. - Ничего, - ответил тот, - он прикован к постели. - Грубо, - сказал Сталин и добавил, - Раскуйте!"
Любая эпоха остается в истории не только лозунгами, но и шутками по их поводу. И зачастую карикатура более точно отражает дух времени, нежели парадный портрет.
Конвейер смеха
РИА Новости. Галина Кмит
Выступает артист эстрады Геннадий Хазанов.
"Как и все местные жители, мы, местные жители, как и жители других мест, я, вагоновожатый, как и все вожатые вагонов, мы бурильщики, мы курильщики, мы все, как и все остальные, решительно и всемерно, целиком и полностью одобрям. Одобрям!", - в этой миниатюре Хазанова, как в капле воды, отразился весь брежневский застой с его пустым формализмом и отсутствием чувства юмора.
Таланты Геннадия Хазанова, безусловно, не исчерпываются только юмористическими монологами. На его счету есть интересные кино- и театральные роли. Причем, в последнем случае, далеко не юмористического плана. Отмечу, например, его работу в таких спектаклях, как "Игроки-ХХI" или "Масенькие трагедии", где он вышел за рамки привычного всем амплуа, представ серьезным театральным актером. По большему счету, он давно ушел с эстрады.
И здесь дело не столько в усталости. Просто пришла совсем другая эпоха, которой сатира оказалась не нужна, а смех у зрителя вызывают шутки уровня "Аншлага" или "Кривого зеркала". Юмористы заполонили экран телевизора, а взрывы безудержного хохота в зале теперь пишутся отдельно от выступления артистов. Так технологичнее. Смех – любой ценой – поставлен на отечественном телевидении и эстраде на поток. Он стал конвейером, с которого чуть ли ежедневно сходят наскоро пропеченные шутки и гэги.
Идеологический вредный артист
В 1970-е и 1980-ые каждое появление Хазанова предвещало зрителям праздник смеха. Публика прекрасно понимала, что стоит не только за каждым словом артиста, но и порой за жестом, мимикой лица. В ответ власть предержащие пытались иногда применить к пересмешнику меры административного характера.
Например, в 1983 году, после того как Хазанов прочел на ноябрьском "Голубом огоньке" миниатюру "Письмо генералу", его отстранили от работы. Тогдашний председатель КГБ СССР Виктор Чебриков в докладной записке в ЦК КПСС сообщал партийному руководству страны, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра много себе позволяют. В частности, по его словам, они включили в программы своих выступлений "идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина "Письмецо", с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе "Голубой огонек"".
Как выразился в своем доносе главный кагэбэшник СССР, "такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику".
Набор баек и анекдотов не для него
Нет, Геннадий Викторович не был диссидентом. Скорее, он выступал для зрителей полномочным представителем маленького человека, придавленного треском партийных речей и грохотом пропагандистских фраз.
Его трогательно нелепый студент кулинарного техникума был явным антагонистом бравому молодому человеку с плакатов, призывающих ударным трудом крепить достижения социализма. Объясняя успех своего героя, сам Хазанов как-то заметил, что его студент был эстрадным вариантом гоголевского Акакия Акакиевича. В конечном счете, став памятником социализму.
В конце 1990-х, когда Хазанов перестал исполнять эстрадные монологи, уйдя с головой в серьезные театральные роли, многие его поклонники были сильно разочарованы. Они полагали, что на фоне современных юмористов талант нынешнего юбиляра заблестел бы еще ярче.
В связи с этим нельзя не согласиться с Аркадием Аркановым, который заметил по этому поводу, что ему не жалко, что Хазанов не соперничает со звездами "Аншлага" и "Кривого зеркала": "Гена своим существованием и своим творчеством доказывает, что юмор и сатира, исполняемые со сцены, не ограничиваются лишь набором анекдотов, баек и нижепоясных глупостей".
Записка КГБ СССР в ЦК КПСС 15.11.83 г. № 2437-4 ЦК КПСС Секретно О негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. В Комитет госбезопасности поступили данные, что некоторые эстрадные артисты разговорного жанра включили в последнее время в программы своих выступлений идеологически вредные и сомнительные в эстетическом отношении интермедии, в пасквильной форме пародирующие широко известные произведения советской литературы и кинематографии на военно-патриотическую тематику. В первую очередь это следует отнести к монологу Е. Смолина «Письмецо», с которым выступил Г. Хазанов на сценах Колонного зала Дома Союзов, Кремлевского Дворца съездов, а также по телевидению в праздничной программе «Голубой огонек». По мнению многих зрителей, такие выступления наносят ущерб делу воспитания патриотизма и гражданственности у советских людей и объективно играют на руку классовому противнику.
Председатель Комитета В. Чебриков Оп. 112. Д. 140. Л. 3. Подлинник.
Записка Московского горкома КПСС в ЦК КПСС № 2827 30 ноября 1983г. ЦК КПСС по информации т. Чебрикова В. М. Председатель Комитета государственной безопасности СССР т. Чебриков В.М. сообщает о негативной направленности отдельных выступлений артистов эстрады. Установлено, что действительно артист Московский концертной организации (Москонцерт) Г. Хазанов использовал в некоторых выступлениях, в том числе в телевизионной программе «Голубой огонек», идеологически вредную и сомнительную в эстетическом отношении интермедию Е. Смолина «Письмецо».
Записка написана на бланке КГБ СССР. Разослана членам, кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС 15 ноября 1983.Г. № П2036.
К записке приколот отдельный листок с резолюцией: «Тов. ЗИМЯНИНУ М. В. Для принятия мер. Ю. Андропов. 17 ноября 1983 г.». Записка на бланке МГК КПСС. Разослана членам и кандидатам в члены Политбюро и секретарям ЦК КПСС, а также В. Шауро и В. Чебрикову 1 декабря 1983 г. № П2147. Проверка показала, что включение данного монолога в концертную программу Г. Хазанова стало возможным вследствие низкой требовательности руководства Государственного театра эстрады и Управления театров, музыкальных организаций и концертной работы Главного управления культуры Мосгорисполкома, которые направили в Главлит СССР для утверждения литературный материал, содержащий идейные просчеты. Учитывая, что в августе т. г. Г. Хазанов уже выступал с этой интермедией на заключительном концерте фестиваля «Крымские звезды», художественный совет Москонцерта, работники театра и главка сочли возможным не просматривать номер и разрешили его к показу. МГК КПСС строго указал руководству главка (т. Шадрин В.И.) на необходимость принятия действенных мер для улучшения концертной работы в г. Москве, повышения требовательности к репертуару артистов эстрады.
Направляется в порядке информации. Секретарь МКГ КПСС В. Гришин
Письмо генералу (Е.М.СМОЛИН)
Совершенно секретно! Товарищ генерал государственной безопасности! Мой муж, Куликов Федор, явился домой после недельного отсутствия и с какой-то женщиной...
На мой вопрос: "Где ты был, ирод проклятый?" - он сказал: "Газеты читать надо! Я был в космосе!"
Я взяла газету, но там было написано про одного только космонавта Кукушкина. Я спросила мужа: "Где ж тут твоя фамилия?" Он сказал: "Не пришло еще время ее назвать: не все еще спокойно в мире, Маша..." Сказал, что надо уметь читать между строк. Между строк было написано, что в космосе так же побывали некоторые микроорганизмы... Муж сказал, что это он и есть...
Я не поверила и сказала: "Бугай здоровый! У тебя только зарплата, как у микроорганизма!.." И еще поинтересовалась: "А это что за красавица с тобой?" Он сказал: "Это не красавица, это и есть космонавт Кукушкин, вот что с ним проклятая перегрузка сделала. Он теперь не знает, как домой, к жене идти... Можно он у нас заночует?"
Ну, тут я швабру взяла, говорю: "Последний раз спрашиваю - где ты был?" Он сначала: "Пытай, пытай, Мюллер...", а потом признался, что он не космонавт, что он теперь на секретной работе у вас, товарищ генерал государственной безопасности, что он, мол, "боец невидимого фронта"...
Оказалось, что женщина, которую он привел, - это не женщина, а радистка Кэт... Муж сказал, чтобы им постелили рядом, так как она знает шифр и с нее нельзя спускать глаз...
Мне другое непонятно, товарищ генерал. Мой муж, Куликов Федор, вскоре опять исчез на неделю, потом откуда-то позвонил, сказал, что заброшен со спецзаданием в одну из западных стран, и просил выслать тридцать долларов, так как у него кончились патроны... Причем деньги выслать на наш почтампт, до востребования, мол, чекисты ему передадут...
Конечно, тридцать долларов само по себе немного, и я бы вам не писала, если бы это было в первый раз. Но я уже посылала ему: десять долларов на марки, чтобы он писал донесения в Центр, пятерку, чтоб сделал ключи от сейфов ЦРУ, и три доллара на подкуп ихнего Президента!..
А вчера вечером мой муж, Куликов Федор, подсел к радиотрансляционной точке и сказал, что сейчас специально для него передадут важное сообщение... Радио сказало: "Московское время двадцать часов..." Муж сказал: "Слушаюсь!.." - и исчез до утра...
Товарищ генерал, да фиг с ним, с мужем, но если вы для связи с ним используете нашу радиоточку, давайте за нее пополам платить!
Остаюсь искренне ваша.
Мария Куликова,
жена бойца невидимого фронта
rls- Мудрость форума
-
Количество сообщений : 6434
Географическое положение : Израиль
Настроение : соответствующее
Репутация : 84
Дата регистрации : 2008-04-01
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения