Масленница!!!
Страница 1 из 1
Re: Масленница!!!
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для словян, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!».
А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для словян, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!».
А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Зачем сжигают Масленицу?
Почему Масленица должна быть одновременно и очень красивой и очень страшной, да при этом еще и смешной? В этом году яркий народный праздник Масленица приходится на период с 23 февраля по 1 марта. По традиции за семь недель до Пасхи наступает время попрощаться с зимой. Пригревает солнце, тает снег, оживает природа – наступление весны отмечают с давних времен блинами и народными гуляниями. Масленица – это праздничная граница между зимой и весной, и обычно по календарю она приходится на конец февраля-начало марта. Дело в том, что масленичная неделя – подвижный праздник. Вошедшая в церковный календарь как сырная неделя, Масленица отсчитывается от Пасхи и предшествует началу Великого Поста. В древности же Масленица зависела от дней весеннего солнцеворота. Церковь не стала перечить народным традициям и накануне длительного периода воздержания даже верующим разрешается есть сытно и празднично. В честь наконец-то выглянувшего из-за туч солнца пекут жирные блины, делают маленькие булочки-жаворонки. Сдобные блины с медом и сметаной да с горячим чаем – обалденно вкусная вещь, особенно с мороза! Почему бы не провести выходные весело и ярко? Собрать родных или друзей и отправиться на народные гуляния, которые традиционно проводятся в эти дни на центральных площадях города. Весна сияет пестрыми красками, шумит разными играми веселая Масленица, целую неделю в домах и кафешках можно есть масляные блины с всевозможными начинками и без. Накануне – самое время оживиться, запастись мукой, новыми рецептами и хорошим настроением в ожидании весенней суеты и гостей. Покататься на горке, поездить в санях, поиграть в снежки, поперетягивать канат, попрыгать в мешках, походить на ходулях, потолкаться в петушиных боях, пометать палки в снег на дальность, а картонные блины в коробки на точность – море простых забав на свежем воздухе запросто поднимут вам настроение! Но самым ярким событием любого праздника Масленицы, его кульминацией считается сжигание чучела Масленицы. В детстве меня удивляло, почему Масленица должна быть одновременно и очень красивой и очень страшной, да при этом еще и смешной. Понятно, что чучело – это символ холодной и трудной зимы, поэтому прощаясь с ним, народ радовался тому, что все печали, горести и обиды прошедшей зимы превращаются в пепел. С другой стороны, это же было чучело Масленицы – румяной дородной бабы, символа весенней сытости и благополучия, которая всех угощает жирными и вкусными блинами. Явное противоречие. Но если вспомнить историю праздника, то эта двуликость образа станет понятной. Масленица в древние времена воспринималась как своеобразный земледельческий новый год. И если рассматривать сожжение чучела в этом контексте, то смысл обряда заключается в выражении идеи вечного обновления. В костер, на котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, чтобы все дурное осталось в прошлом, а пепел развеивали, оставшуюся солому же растаскивали по полям в знак обеспечения хорошего урожая. Возрождение жизни, ее обновление через смерть, природная цикличность умирания и воскресения – об этом напоминает старый обычай. Холод-голод и благоденствие, тоска и безудержное веселье, безделье и тяжелый труд – жизнь создана из противоречий, бесконечная смена которых придумана самой природой. Недаром в некоторых областях в последний день Масленицы сжигали и оставшиеся блины – после большого скоромного праздника наступал Великий пост. А в день большого народного праздника Масленицы тоже можно присоединиться к старинной народной мудрости – выбросить старое и ненужное и загадать, глядя на огонь, заветные желания. Ведь для того, чтобы устроить веселый семейный праздник, вполне хватит обыкновенного старого веника. |
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения