Мир улыбки


Join the forum, it's quick and easy

Мир улыбки
Мир улыбки
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Происхождение имен

Перейти вниз

Происхождение имен Empty Происхождение имен

Сообщение автор rls Чт 28 Янв - 15:14

Имя, сестра, имя!


Авраам Шталь. Происхождение имен


Двир, 2005













Происхождение имен 115-124
Марина
Карпова




Происхождение имен 115-6
Евгений Левин












Происхождение имен 117-559
Как
известно, евреем быть нелегко, но занимательно. И, если верить книге
Авраама Шталя «Происхождение имени», дать или обрести еврейское имя —
одна из самых увлекательных задач, с которыми еврей может столкнуться.
Особенно если хочешь сделать это «в соответствии с традицией», ибо
традиций этих столько же, сколько еврейских общин, и со временем одни
обычаи исчезают, а другие, напротив, появляются.Вот,
к примеру, такой вопрос: когда принято давать имя еврейскому мальчику?
Большинство из тех, кто знаком с современной галахической литературой,
немедленно ответят: сразу после обрезания. И действительно, такова
практика большинства еврейских общин. Но, как справедливо замечает
Шталь, ни в Торе, ни в Талмуде этот обычай не упоминается, а появляется
он впервые… в Новом Завете: «В восьмой день пришли обрезать младенца и
хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его
сказала: нет, а назвать его Иоанном» (Лука 1:59-60).В Евангелии от Луки последнее слово осталось за матерью. А
вот иерусалимский раввин Меир Шапиро, напротив, постановил, что при
выборе имени последнее слово — за отцом. Почему? Потому что, когда
Рахель и Яков решали, как назвать их второго сына, окончательное решение
осталось за Яковом: «…она нарекла ему имя: Бенони, а отец назвал его
Биньямин» (Берешит 35:18). Правда, ехидно отмечает Шталь, Рахель в этот
момент уже была мертва, а потому не могла возразить мужу, даже если
имела на это право.Отдельный вопрос — какое
имя выбрать новорожденному. Существуют две основные традиции: сефарды
называют детей в честь кого-либо из живых родственников,
ашкеназы — в память о ком-нибудь из умерших. В одном
почтенном ашкеназском семействе неукоснительно соблюдали традиции — и
вот что приключилось: девушка уже совсем было согласилась выйти замуж за
некоего в высшей степени достойного молодого человека и вдруг
неожиданно для всех расторгла помолвку, поскольку «у него живы все бабушки-дедушки
и родители, и у меня все бабушки-дедушки и родители живы —
как же мы назовем нашего ребенка?!»В
некоторых общинах правила менее жесткие, просто не принято давать детям
имена известных злодеев. Впрочем, кого считать «злодеем», тоже,
оказывается, вопрос серьезный. К примеру, для большинства современных
евреев первенец Авраама Ишмаэль безусловно является антигероем. А между
тем, одного из самых почитаемых мудрецов Талмуда звали… рабби Ишмаэль.Во всех традиционных культурах ономастика связана с магией.
Еврейская культура не исключение: существует множество еврейских
обычаев, цель которых — изменить судьбу человека, манипулируя его
именем. К примеру, если ребенок тяжело заболевает, во многих общинах
принято давать ему дополнительное имя, связанное с жизнью или здоровьем —
например, Хаим или Хай («жизнь», «живой»).

Новое имя могло принести
человеку не только здоровье, но и богатство. К примеру, бедный житель
Иерусалима по имени Гад как-то узнал, что в Сирии проживает
богатый еврей, который дает деньги всем, кто обращается к нему за
помощью. Но с одним условием: количество золотых монет соответствует
числовому значению суммы букв имени просителя.
Горько плакал Гад о
своей непутевой еврейской судьбе. И даже рассердился на отца, который
назвал его именем, числовое значение букв которого столь ничтожно — 7.
Однако еврейская голова нашла выход: Гад притворился тяжелобольным, а
когда пришли его навестить, попросил, чтобы совершили специальный обряд
смены его имени на другое — упоминаемое в Танахе и обладающее многими
чудесными свойствами имя Артахшаста (Эзра 4:7) с числовым значением
1610.
В свою
очередь, неудачный выбор имени бывал чреват весьма трагическими
последствиями. К примеру, евреи Ирака верили, что умерший родственник
возрождается в теле ребенка: если умерший при жизни был не слишком
праведен, после смерти его грехи — и наказание за них — перейдут на его
новорожденного тезку, и тот умрет страшной смертью в раннем возрасте.
Смертность среди новорожденных в Ираке была так высока, что доказать эту
гипотезу было не трудно.Несколько глав книги
посвящены современной израильской ономастике. В частности,
полунасильственному изменению «галутных» имен и фамилий на «исконные»
ивритские. И тут тоже не обошлось без курьезов. Так, одна юная
сионистка, носившая классическое библейское имя Эстер, решила перевести
его на иврит с идиша. И весьма преуспела в этом деле, записавшись в
документах как «Ани — охелет» — «Я ем» (на идиш «эст эр» — «он ест»:
девушка даже поставила «обновленное имя» в правильную грамматическую
форму).В наше время евреи нередко вступают в
смешанные браки, и в результате возникает такой ономастический
чолнт, что хоть святых выноси.

Одна
американская еврейка вышла замуж за индейца и перебралась жить в его
племя. Родители даже не пришли на свадьбу и вообще с молодой семьей
почти не общались. Но когда родилась внучка, не выдержали и поехали
навестить дочь.
В аэропорту новоиспеченных дедушку и бабушку
встретили дочка и ее новая семья.
— Знакомьтесь, — сказала дочка. —
Это мой муж, его зовут Быстрая Лошадь. Это его отец — Почтовый Орел. Это
его мама — Обильная Роса. Я, кстати, тоже поменяла имя, теперь меня
зовут Весеннее Облако… А вот внучку я назвала в вашу честь —
Фаршированная Рыба!
Видимо,
прав был один из первых наших учителей, профессор Бар-Илана
Яаков Дамский, утверждавший на каждой своей лекции, что еврейская
ономастика – самая увлекательная из существующих еврейских дисциплин.
Вот книга Шталя, к примеру, — отнюдь не сборник курьезов, вроде гуляющей
по Сети подборки
нестандартных еврейских имен и фамилий. Солидное исследование с
серьезной библиографией и разбором источников. Но таков уж предмет
исследования, что невозможно слишком долго сохранять серьезную мину.
rls
rls
Мудрость форума
Мудрость форума

Мужчина
Количество сообщений : 6434
Географическое положение : Израиль
Настроение : соответствующее
Репутация : 84
Дата регистрации : 2008-04-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения