Мир улыбки

11 лучших дуэтов и дуэлей в отечественном кино

Перейти вниз

11 лучших дуэтов и дуэлей в отечественном кино

Сообщение автор rls в Чт 24 Сен - 19:55

Мой самый лучший враг
11 лучших дуэтов и дуэлей в отечественном кино. Текст: Арсен Грумбадзе



Самый лучший друг мужчины — это его враг. Мы выбрали 11 фильмов, в которыъ
единство и борьба советско-российских харизматиков наглядно доказывает
этот факт.


Недавние "Опасные пассажиры поезда 123" Тони Скотта, где два
классовых врага — финансист и диспетчер метро — в какой-то момент почти
становятся друзьями, сподвигли нас на перечисление наиболее важных
мужских дуэтов и дуэлей из истории отечественного кино.

1. Конец утопии: Деточкин / Подберёзовиков
"Берегись автомобиля",1966, реж. Эльдар Рязанов




Простое желание советского человека иметь свой автомобиль нанесло
великой русской утопии удар, последствия которого нам до сих пор
аукаются. Власть (Ефремов) призналась себе самой и своему народу, что
стоит на охране частной собственности. Совесть (Смоктуновский),
мгновенно вставшая в оппозицию, со слезами на глазах вытесняется в
криминальное подполье. Вопреки распространенному убеждению, что
коммунистический кинематограф не конвертируется в американский,
"Берегись автомобиля" очень даже конвертируется: сделайте из героя
Миронова шустрилу, выдававшего ипотечные кредиты в каком-нибудь Огайо,
и пожалуйста — хорошая голливудская комедия на злобу дня.

2. Лечение травмы: Горбунков / Геша
"Бриллиантовая рука", 1968, реж. Леонид Гайдай




Травму "Берегись автомобиля" общество залечивало "Бриллиантовой
рукой". После комедийного по форме, но трагичного по сути раскола
русской мысли на почве любви-ненависти к личному автотранспорту,
клоунский дуэт классовых врагов — Горбункова и Геши — стал сеансом
карнавальной психотерапии, во время которого Совок (Никулин) побеждает
Капитализм (Миронов) с благословения компетентных органов, в чьих
нравственных симпатиях сомневаться уже не приходится. Сеанс
продолжается до сих пор перед каждым Новым годом: дуэт Капитализма и
Совка нашему зрителю пришелся по душе.

3. Чекист и Инженер: Мячиков / Воробьев
"Старики-разбойники", 1971, реж. Эльдар Рязанов




На утопический оптимизм Гайдая Рязанов ответил сеансом утопического
пессимизма — своей лучшей комедией "Старики-разбойники", где еще раз
показал, что настоящая линия раздела проходит между властью, куда
просочилось зло в лице коррумпированного следователя Андрея Миронова, и
нравственным народным идеалом, под которым расписался еще один мужской
дуэт по-русски в лице честного оперативника Никулина (Мячиков),
заключившего тактический альянс против Системы с простым инженером
Евстигнеевым (Воробьев). Проиграли оба.

Откуда все пошло: Жеглов / Шарапов
"Место встречи изменить нельзя", 1979, реж. Станислав Говорухин




Кому-то понятно, что линия поведения Жеглова, подбрасывающего
подозреваемым вещдоки, заканчивается Денисом Евсюковым, а линия
Шарапова — Иваном Лапшиным, который "город-сад". Кому-то понятно не
очень. Как бы то ни было — вот Конкин и Высоцкий, и оба в начале этих
двух линий просто блистательны. Самый важный двойной мужской портрет в
истории нашего кино.

5. Русский Face/Off: Белов / Беликов
"Охота на лис", 1980, реж. Вадим Абдрашитов




Критические реалисты Миндадзе с Абдрашитовым, не верящие ни в совок,
ни в капитализм, ни даже в "город-сад", предложили свой вариант
противостояния человека и системы — "Охоту на лис", один из самых
выразительных мужских дуэтов в истории отечественного фильма. Простой
рабочий Белов (выдающаяся роль Гостюхина), заработавший ударным
коммунистическим трудом на мотоцикл, тайно ездит на свидания в тюрьму,
где крутит срок гопник Беликов (Нефёдов), который набил Белову морду.
Внутри тюрьмы понятия "виноватого" и "правого" меняются местами:
рабочий, поняв, что сам живет в тюрьме, только снаружи, испытывает
нравственное перерождение, гопник, выйдя на свободу, хочет жить, как
рабочий — квартира, машина и т.д. Финал, где теперь Белов бьет Беликову
морду за то, что хочет быть "как все", власти перед прокатом вырезали.

6. Есенин и Зверь: Зыкин / Трунов
"Инспектор ГАИ", 1982, реж. Эльдор Уразбаев




Развернутая экранизация строчки Высоцкого "...а мне навстречу нагло
пер капитализм, звериный лик свой скрыв под маской "жигулей" являет
собой пример национальной утопии в рафинированном виде: говорят, фильм
Уразбаева до сих пор крутят курсантам МВД, чтобы вырастить из них
чистых на руку гаишников. Чистого на руку гаишника прикрывал своим
есенинским чубчиком Сергей Никоненко, звериный лик — Никита Михалков в
дымчатых очках и полосатом пиджаке. Объяснить иностранцам, за что
страдают тот и другой, невозможно в принципе: на излете великой русской
утопии простое желание советского человека иметь автомобиль вдохновляло
наш кинематограф на действительно уникальные картины.

7. Русская Аляска: Манни / Ранкен
"Поезд-беглец", 1985, реж. Андрей Кончаловский




Пока в СССР снимали эзоповые ребусы про честных автоинспекторов,
мучающих кризисных менеджеров из автосервиса, вырвавшийся на Запад
Андрей Кончаловский реализовал идею смертельного противостояния свободы
и системы с прямотой, которой так не хватало его коллегам, оставшимся
на родине хоронить генсеков. В общем, нет ничего удивительного, что
одну из лучших дуэлей в истории кино — зэка Джона Войта (Манни) и
вертухая Джона Райана (Ранкен) — увековечил на Аляске именно российский
режиссер.

8. Единство и борьба: Котов / Митя
"Утомленные солнцем", 1994, реж. Никита Михалков




Толком не разобравшись с автомобилями, рубеж 90-х российское
общество встретило с огромным желанием разобраться с собственной
историей. Помочь нации отделить мух от котлет вызвались два человека,
олицетворяющие национальный тип в диаметрально противоволожных весовых
категориях. Брутальный красный командарм Котов (Михалков) — соль земли
и русский богатырь — отправляется прямиком в ГУЛАГ с расквашенной
физиономией по навету бледного экс-дворянина Мити (Меньшиков). С таким
отделением мух от котлет можно и поспорить, но если рассматривать их в
диалектическом единстве как вечную борьбу мужских амбиций внутри головы
Никиты Михалкова, то дуэль получилась наглядная и мощная.

9. Родина мужского рода: Отец / Сын
"Отец и сын", 2003, реж. Александр Сокуров




Через десять лет Сокуров дал альтернативную версию дуэли
национальных архетипов, сформировавшихся в голове у режиссера.
Отвоевавший свое отец (Щетинин) болеет сердцем за курсанта-сына
(Неймышев), олицетворяющего у Сокурова вечно воюющую с кем-то родину.
Жестокую, вздорную родину-мать с мечом Сокуров заменяет на мудрого,
спокойного отца — полную противоположность Котову. Сокуровский
гомоэротизм — пощечина истеричной, бабьей сущности российской власти,
которую, частично совпав с режиссером, не устает клеймить поэт всего
маскулинного Эдуард Лимонов.

10. Как дети...: Шультес / Костик
"Шультес", 2008, реж. Бакур Бакурадзе




Но наиболее адекватным текущему моменту нам представляются не эти
две дуэли, а мирный дуэт из фильма Бакура Бакурадзе: московский вор,
страдающий амнезией, и московский ребенок, которому нечего вспоминать.
Безупречная пара современников в замечательном исполнении Гела Читава и
Руслана Гребенкина.

11. Иван Грозный / Митрополит Филипп
"Царь", 2009, реж. Павел Лунгин




А насколько адекватным текущему моменту оказался Павел Лунгин, у
которого Власть (Мамонов) и Совесть (Янковский) вновь сойдутся в вечном
поединке, не особенно сверяясь с мечтой простого человека забыть об
этих понятиях навсегда, мы узнаем ровно через месяц, когда "Царь"
выйдет в широкий прокат.
avatar
rls
Мудрость форума
Мудрость форума

Мужчина
Количество сообщений : 6435
Географическое положение : Израиль
Настроение : соответствующее
Репутация : 84
Дата регистрации : 2008-04-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения