Мир улыбки

О чем рассказывают детские рисунки?

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Юл@ в Пн 20 Июл - 15:29

Еще совсем недавно при виде детского рисунка родители и воспитатели просто радовались – ребенок творит, он занят интересным для него делом! Однако с тех пор, как «психология пошла в массы», каракули наших малышей находятся под пристальным вниманием:
Почему таким цветом?
Почему такого размера?
Что вообще означает выбранный сюжет?

Периодически на родительских форумах возникают темы вроде:
«Помогите, мой ребенок изображает все черным!» или «Моя дочка рисует только цветы и животных, и никогда – людей»…

Мамы и папы вместо того, чтобы просто гордо вешать произведения своих чадушек на стенку в детской, штудируют работы психоаналитиков,
а также специалистов, занимающихся проективными рисуночными тестами, и пытаются выяснить для себя,
что же может означать любовь к оранжевому или отсутствие на рисунках младшего брата.

Чтобы не отсылать желающих к трудам объемным и зачастую понятным только подготовленным специалистам-психологам,
попытаюсь систематизировать информацию, «закодированную» в детских рисунках, в сравнительно небольшом формате цикла статей.


Последний раз редактировалось: Юл@ (Пн 20 Июл - 15:34), всего редактировалось 1 раз(а)

_________________
Улыбайтесь,господа,улыбайтесь...
avatar
Юл@
Улыбка форума
Улыбка форума

Женщина
Количество сообщений : 4400
Возраст : 48
Географическое положение : южанка
Работа/Хобби : стихоплетство
Настроение : улыбчивое
Репутация : 98
Дата регистрации : 2008-03-08

http://jul-777.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Юл@ в Пн 20 Июл - 15:30

Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного.
Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции,
поэтому рисунок – это рисованный «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает.
Изображая какой-либо объект, малыш так или иначе передает свое отношение к нему, а значит,
обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно.

Поэтому, изображая что-либо, ребенок пытается рисовать в первую очередь значимых людей – то есть ярко эмоционально окрашенных,
любимых (либо активно нелюбимых, однако об этом позже).

Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные.

Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех».

Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя),
либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает
(«не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься.
Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.

Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своtм подсознании тот опыт,
который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе, даже будучи мимолетным.
Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью.
А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.

Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – это им вполне по силам.
Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки.


Последний раз редактировалось: Юл@ (Пн 20 Июл - 15:35), всего редактировалось 1 раз(а)

_________________
Улыбайтесь,господа,улыбайтесь...
avatar
Юл@
Улыбка форума
Улыбка форума

Женщина
Количество сообщений : 4400
Возраст : 48
Географическое положение : южанка
Работа/Хобби : стихоплетство
Настроение : улыбчивое
Репутация : 98
Дата регистрации : 2008-03-08

http://jul-777.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Юл@ в Пн 20 Июл - 15:31

Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?


По мнению А. Л. Венгера, Дж. Дилео, Ф. Гуденаф, М. З. Друкаревич и других исследователей рисуночных методов психодиагностики, это, как правило:

• уровень общего умственного развития (насколько «по возрасту» выполнен рисунок);

• активен ребенок или пассивен;

• каково его умение планировать свои действия и уровень самоконтроля, имеется ли импульсивность;

• что для него характерно – эмоциональная неустойчивость (лабильность) или, напротив, «косность» (ригидность);

• имеется ли тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• наличие у ребенка страхов;

• есть ли депрессивные тенденции;

• каковы особенности его реакции на стресс (агрессия, уход в себя, что-то еще);

• каков у ребенка уровень агрессивности (а также каковы ее формы: физическая и вербальная, защитная и невротическая агрессия);

• что характерно для ребенка – направленность на общение (экстравертность) или, напротив, на свой внутренний мир (интровертность); преобладание рационального или эмоционального подхода к миру;

• есть ли склонность к демонстративности поведения;

• насколько удовлетворена потребность в общении, а также имеется ли, напротив, избегание общения (аутизация);

• степень социализированности ребенка (адаптации к обществу) и конформности (умения приспосабливаться к людям);

• наличие антисоциальных тенденций;

• отношение ребенка к сексуальной сфере;

• отношение его к семье в целом и к отдельным членам семьи.

Чтобы в полном объеме разобраться в том, как именно увидеть эти признаки, в чем они выражаются и как их интерпретировать, необходимо, безусловно, читать не статьи в Интернете, подобные данной, а проходить специальное обучение.

Однако некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание внимательным и неравнодушным взрослым, мы, безусловно, рассмотрим – в следующей статье. Потому что наша задача – постараться увидеть все важное и правильно его «прочесть», избегая категоричности.
Рисунок – это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному и с его семейной ситуацией.

_________________
Улыбайтесь,господа,улыбайтесь...
avatar
Юл@
Улыбка форума
Улыбка форума

Женщина
Количество сообщений : 4400
Возраст : 48
Географическое положение : южанка
Работа/Хобби : стихоплетство
Настроение : улыбчивое
Репутация : 98
Дата регистрации : 2008-03-08

http://jul-777.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Юл@ в Пн 20 Июл - 15:37

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» – то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом.

Безусловно, цвет – это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен».

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый).

Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный – постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами – возможная тревожная депрессия.

Какие тона вообще преобладают в рисунке – теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.

Использует ли ребенок всю палитру – либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент – нажим на карандаш. Это – показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный – это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются – это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными – сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее – это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну а если карандаш рвет лист – это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») – это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен – ребенок эмоционально нестабилен.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа – и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много – у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали – если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) – это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно – значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование – признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен – ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит – он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать – это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», – это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более – в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано – это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также и свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т.е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление – дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу – вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, – признаки неблагополучия. Однако, повторюсь, – лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты – так называемые «рисуночные методики», с помощью которых специалисты могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

_________________
Улыбайтесь,господа,улыбайтесь...
avatar
Юл@
Улыбка форума
Улыбка форума

Женщина
Количество сообщений : 4400
Возраст : 48
Географическое положение : южанка
Работа/Хобби : стихоплетство
Настроение : улыбчивое
Репутация : 98
Дата регистрации : 2008-03-08

http://jul-777.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Юл@ в Пн 20 Июл - 15:43

Детальный анализ был проведен в исследовании А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», а также Джоном Дилео в работе «Детский рисунок». Обобщив опыт этих ученых и их последователей, можно сказать, что прежде всего надо прислушаться к своему общему впечатлению от рисунка и оценить выражение лица изображенного человека. Лицо – прямая проекция эмоционального настроя ребенка: радостное свидетельствует о благополучии, грустное говорит о печальном настроении, растерянное – о неуверенности и тревоге, отстраненное – о погруженности в себя, злое – об агрессии, неприятное, отталкивающее – о негативизме, асоциальности.

Важна также поза изображенного человека. Подростки в стадии острого кризиса рисуют людей со спины или в профиль; лежащие персонажи характерны для пассивного ребенка или при истощении нервной системы, а бегущие или занятые каким-либо делом – напротив, для ребят с высокой активностью и творческой направленностью.

Если нарисован некий определенный персонаж – это зачастую говорит о демонстративности.

Изображение высокопоставленной особы – президента, монарха – говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем.

Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности.

Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией. Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму.

Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя или одиноких.

Далее следует обратить внимание на то, как нарисованы отдельные части тела.

Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак.

Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка.

Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией, когда нарисован лишь один глаз либо имеет место разительная разница пропорций – все это признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов.

Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть – признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.

Подчеркнуто большие органы чувств – уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир.

Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.

Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью.

Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.

Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.

Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной).

Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него.

Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены.

Ну а большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка – не дурак подраться.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.

Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.

А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

И последнее, на что стоит обратить внимание – детали рисунка:

– так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;

– сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;

– игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;

– украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам», скажут о демонстративности рисовавшего;

– ну а раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

_________________
Улыбайтесь,господа,улыбайтесь...
avatar
Юл@
Улыбка форума
Улыбка форума

Женщина
Количество сообщений : 4400
Возраст : 48
Географическое положение : южанка
Работа/Хобби : стихоплетство
Настроение : улыбчивое
Репутация : 98
Дата регистрации : 2008-03-08

http://jul-777.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О чем рассказывают детские рисунки?

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения